2 апреля — день распространения информации о проблеме аутизма. Поэтому мы решили рассмотреть самые популярные мифы об этом нарушении развития, которые бытуют не только среди обычных людей, но даже среди педагогов, психологов и других профессионалов, работающих с этим отклонением.
В теме «Летидору» помогали разбираться специалисты «Остео+ Центра комплементарных технологий».
Миф 1. Люди с аутизмом — это люди с нарушенным интеллектом
Неверность этого утверждения в том, что здесь нет прямой и однозначной зависимости. Аутизм достаточно многолик (недаром в 80-х годах в описание этого нарушения была введена более расширенная диагностическая категория — расстройство аутистического спектра (РАС)).
Это различной степени тяжести нарушения коммуникационной и эмоционально-волевой функций (проблемы во взаимодействии с окружающим миром, если определять аутизм совсем уж схематично).
Аутизм может быть отягощен интеллектуальной дисфункцией, но саму по себе умственную отсталость нельзя назвать характеристикой аутизма.
Миф 2. Аутизм сопутствует гениальности (другими словами, все аутисты — одаренные личности с присущими им странностями характера)
Люди с аутизмом абсолютно разные. Но им в большей степени свойственен дисбаланс в развитии. Во вполне определенных вещах они проседают на общем фоне, но где-то на том же фоне вполне могут проявлять нетривиальные способности.
Например, могут быстрее и эффективнее других решать многоступенчатые задачи, справляться с многозначными числами, быстрее и качественнее обрабатывать информацию, запоминать больший объем или уделять внимание большему числу деталей. Но могут и не обладать подобными способностями. Совсем. Как и в первом мифе, прямой связи между аутизмом и сверхинтеллектуальными способностями нет.
Но в этом утверждении важнее отметить другую ошибку: аутизм — это не какой-то особенный характер, это нарушение развития. Почему это важно?
Люди с эксцентричным характером не нуждаются в обязательной помощи, а людям с аутизмом она необходима.
Миф 3. Аутизм — это психиатрическое заболевание, что-то типа шизофрении
Нарушение развития высших психических функций и психиатрический диагноз «типа шизофрении» — разные вещи. У шизофрении есть свои симптомы, и они не коррелируют с проявлениями аутизма.
Аутизм действительно с момента его официальной клинической констатации в 43-м году профессором психиатрии Лео Каннером в течение довольно долгого времени изучался в психиатрии. Однако впоследствии другие ученые в результате новых исследований причислили аутизм к неврологическим нарушениям.
Лечащий врач ребенка и взрослого человека с аутизмом — невролог.
Но и невролог — не единственных специалист, вовлеченный в процесс медицинской помощи при аутизме. Как и медикаментозная терапия — не панацея в данном случае.
Миф 4. Аутизм компенсируется исключительно с помощью лекарств
Аутизм действительно в силу его недостаточной изученности в течение долгого времени пытались лечить исключительно с помощью лекарственных препаратов — ноотропов и нейролептиков. Ноотропы улучшают мозговое кровообращение, нейролептики заглушают дискомфорт, связанный с нарушениями работы организма.
Ребенок под действием лекарств становится «удобным» и неспособным к развитию.
Сегодня в медицинском сообществе аутизм квалифицируется как проблема, в большей степени связанная с нарушениями поведения. А значит, на первый план выходит уже не лекарственная терапия, а коррекционная педагогическая работа (нейропсихологов, дефектологов), направленная на развитие коммуникационных навыков, поведенческую адаптацию и социализацию людей, страдающих аутизмом.
Аутизм — это множественный симптомокомплекс, внутри которого варьируется как количество определенных признаков, так и их выраженность. Дети с аутизмом склонны к множественным проблемам со здоровьем. Соответственно и продуктивная помощь должна носить комплексный характер.
В плане расширения немедикаментозной терапии аутизма очень хорошо работает остеопатия, воздействие которой направлено не напрямую на психику, а на физиологию. Во-первых, остеопатическая диагностика помогает узнать многое о состоянии здоровья ребенка без вербального комментирования им самим своего самочувствия (что очень ценно, ведь многие дети с аутизмом не говорят). Остеопат может выявить многие проблемы внутреннего состояния организма, которые напрямую с аутизмом не связаны, но беспокоят ребенка, а значит, влияют на его поведение (попробуй веди себя прилично, если у тебя что-то постоянно болит, а сообщить ты об этом не можешь).
Во-вторых, в связи с тем, что у аутистов нарушена общая управляющая функция нервной системы, у них проявляются различные нарушения в работе опорно-двигательного аппарата, которые прекрасно корректируются с помощью остеопатического воздействия.
В-третьих, остеопатия способна продуктивно работать в спектре исключительно аутистических болевых точек. Влияя на кровоток, внутрикостные напряжения в черепе в районе височных долей, она способна, например, добиваться значительных результатов в плане развития речи, концентрации внимания.
Миф 5. Современный мир в одном шаге от эпидемии аутизма
Утверждение сильно преувеличено. Действительно, в последние годы в разных странах статистика фиксирует увеличение количества зарегистрированных диагнозов — по разным данным, это один ребенок на 100 или 1000 детей. Но связано это главным образом с тем, что диагноз аутизм был расширен до более расплывчатого в плане описания симптомов РАС и под него стало попадать больше детей.
Чем больше изучается заболевание, тем больше обращают внимание на тех детей, поведение которых раньше просто бы квалифицировалось как «странное» и «не от мира сего».
Сейчас большинство этих детей получает диагноз РАС и, соответственно, помощь.
Миф 6. Аутизм может возникнуть из-за прививки
С точки зрения доказательной медицины, это утверждение научно не обосновано и связь вакцинации и аутизма достоверно никем не доказана. В медицине есть такое понятие «дебют заболевания» — момент, когда болезнь из скрытой формы преобразуется в явную. Это очень характерно для психического развития, ведь психика развивается постепенно, и, пока не наступит время какого-либо этапа ее развития, мы не можем сказать, все ли с ней нормально. Например, мы не можем сказать, все ли нормально с речью ребенка, пока он не заговорит.
Прививка может совпасть по времени с таким дебютом заболевания.
То есть с периодом, когда ребенок дорос до определенного момента и болезнь начала клинически проявляться.
Миф 7. Аутисты — это не больные, а недолюбленные дети
Можно ошибаться в описании симптоматики аутизма, его причин, можно ошибочно его кому-то приписывать, но утверждать, что аутизм является всего лишь следствием родительской холодности или невнимательности, значит, проявлять неуважение к людям, воспитывающим детей с аутизмом.
Аутизм — это именно болезнь, имеющая определенный шифр в Международной классификации болезней (МКБ-10), а не особенность характера, не следствие воспитания, особых обстоятельств или чего-то еще.
Детям с этим расстройством требуется определенная медицинская, психологическая помощь, помощь в социализации, педагогическая коррекция.
Миф 8. Дети с аутизмом сами лишены эмпатии и ни в чьей любви не нуждаются
Самый опасный миф! Аутизмом нельзя заразиться, отворачиваться от этих людей — все равно что проявить крайнюю степень непросвещенности, дикости, социальной деградации. Если ребенок с аутизмом не может выстроить отношения с социумом, если проявлением его состояния является нелюдимость, замкнутость, это не значит, что он не нуждается в поддержке, признании и любви.
Не может — не значит, не хочет. Не пробует — не значит, не заслуживает. Не говорит — не значит, не чувствует.
5/5