Речь – это уникальная функция человеческой психики!
Обычно у родителей не возникает тревог по поводу того, заговорит ли ребенок или нет. Ведь речь является врожденной способностью и появляется уже после рождения малыша на определенном этапе его жизни (детства) – а именно тогда, когда его психика достигает соответствующего уровня развитости.
У большинства родителей не возникает тревог и в том случае, если ребенок не начинает говорить в срок. И это напрасно!
Если ребенок не начал говорить к двум с половиной годам – это повод обратиться за консультацией к неврологу.
Чем опасна задержка речи?
Существуют определенные возрастные нормы появления и развития речи. Если речь не появилась вовремя или не развивается в соответствии с нормами, можно говорить о темповой задержке речи или о нарушении развития речи.
Если в первом случае (в случае темповой задержки) ребенок развивается полноценно, но медленнее, чем его сверстники, то во втором случае речь идет о функциональной «поломке», которая сама по себе, без помощи специалиста, не восстановится. Это «поломка» может быть как самостоятельным нарушением, так и следствием, одним из проявлений более глубинной проблемы (то есть другого заболевания).
Таким образом, задержка речи может быть симптомом какого-то до поры до времени не проявившегося заболевания центральной нервной системы. И в таких случаях лечится не отсутствие речи, а именно неврологическое заболевание, признаком которого стало отсутствие речи.
Вывод: пока родители ждут, что ребенок заговорит самостоятельно, они теряют время, которое можно и нужно было потратить на лечение.
Чем раньше начать лечение, тем больше у ребенка будет шансов на быстрое восстановление здоровья и тем больших последствий удастся избежать в будущем.
А если это темповая задержка, есть ли повод для беспокойства?
Главное, что нужно понимать: выявить природу задержки речи может только невролог. Поэтому к нему стоит, как минимум, обратиться за консультацией и сделать это вовремя!
И еще. Какую бы природу не имела задержка речи, ребенок, заговоривший позже своих сверстников, будет находиться в группе риска. Все дело в том, что психическое развитие ребенка – это четко выстроенная последовательность наступающих друг за другом навыков. Каждый последующий навык опирается на предыдущие (то есть на весь багаж навыков, находящихся под ним). Любой «сбой в программе» автоматически влечет за собой наслоение подобных «ошибок».
Невролог в этом случае подтолкнет навык речи, простимулирует его. При этом совсем не обязательно, что будет назначена лекарственная терапия. Скорее всего, будет достаточно коррекционных занятий.
Вывод: чем раньше будет оказана помощь, тем больше в арсенале специалиста будет возможностей исправить дисфункцию.
Виды нарушений речи:
Нарушения устной речи (от более простых к сложным):
Дислалия. Нарушение речи, при котором страдает произносительная сторона речи – ребенок не может произнести ряд звуков (шипящие Ш, Щ, свистящие С, З или сонорные звуки Р, Л). Причины дислалии могут быть органическими (связанными с особенностями строение речевого аппарата) или функциональными (связанными с педагогической запущенностью, или привычкой подражания, или многоязычной средой обитания).
Ринолалия. Нарушения звукопроизношения и тембра голоса из-за анатомического дефекта небно-глоточного смыкания (нарушенного взаимодействии ротоглотки и носовой полости). Про людей с ринолалией говорят, что они «говорят в нос, гундосят».
Дизартрия. Нарушение просодической (интонация, мелодика, ритм, высота) и произносительной стороны речи вследствие органического поражения центральной нервной системы (ЦНС) и/или ее периферических отделов. Часто речь человека с дизартрией сравнивают с «речью с набитым ртом» или «кашей во рту».
Заикание (логоневроз). Неврологическая патология речи, которая выражается в нарушении ритма речи. У детей это нарушение обусловлено спазмом мышц речевого аппарата, которое возникает вследствие психологических причин или из-за органического поражения головного мозга.
Алалия. Самое сложное нарушение речи, причиной которого является очаговое поражение центральной нервной системы. В речевой неврологии дифференцированы моторная и сенсорная алалии.
- Моторная алалия связана с проблемами воспроизведения речи, возникшими из-за того, что соответствующая зона мозга поражена. Интеллект ребенка сохранен, он все понимает, но не способен говорить (мысли не складываются в слова).
- Сенсорная алалия связана с распознаванием и осмыслением обращенной речи. Ребенок не может вычленять на слух слова, он не понимает, где заканчивается одно слово и начинается другое. Причина сенсорной алалии также в несформированности или поражении зоны мозга, отвечающей за восприятие информации на слух.
Афазия. Нарушение, связанное с утратой вследствие поражения головного мозга уже сформировавшегося навыка говорить и понимать речь других людей. Структура поражения у каждого пациента разная. Возможна как полная утрата навыка, так и частичная.
Нарушения письменной речи:
Дисграфия. Нарушение, характеризующееся невозможностью овладения письменной речью из-за недостаточной функциональной сформированности мозговых структур, участвующих в обеспечении письма. Ошибки при дисграфии не связаны с незнанием правил языка и правописания.
Дислексия. Нарушение возможности полноценного овладения навыком чтения (специфические системные трудности при чтении). Дислексия также связана с несформированностью определенных мозговых структур, отвечающих за распознавание слов.
Речевые нарушения могут выступать как самостоятельные нарушения развития, так и сочетаться с нарушениями развития моторной, интеллектуальной (ЗПРР), эмоциональной и поведенческой функции. Остановимся на последних.
Ранний детский аутизм (РДА). Отклонение в психическом развитии, связанное с комплексным нарушением функционирования различных структур мозга, которое проявляется в проблемах общения с окружающим миром и построения эмоциональных связей.
Расстройство аутистического спектра (РАС). Общее расстройство развития, при котором, как правило, утрачивается способность инициирования социального взаимодействия и коммуникации.
У детей, находящихся в аутистическом спектре, практически всегда отмечаются проблемы с речью вплоть до полного ее отсутствия. При этом аутистический компонент первичен, а все остальные нарушения (речевые, когнитивные) являются его следствием.
Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Неврологическое расстройство психоэмоционального развития ребенка (проблемы поведения). В дошкольном возрасте СДВГ мешает ребенку развиваться – овладевать речевыми навыками, влияет на развитие памяти и внимания. У детей с СДВГ часто встречается задержка психоречевого развития.
Лечение нарушений речи:
В зависимости от природы речевого нарушения для его преодоления может быть достаточно занятий с коррекционными педагогами (логопед, дефектолог, нейропсихолог), или может требоваться системный комплексный подход, который включает наблюдение ребенка детским неврологом совместно с коррекционными занятиями. В ряде случаев может понадобится подключение к терапии врачей смежных специальностей, включая психоневролога и остеопата.
В любом случае, в основе любого маршрута лечения лежит диагностическая консультация детского невролога.
Для диагностики детский невролог может назначить проведение электроэнцефалографии (ЭЭГ), которая позволяет оценить степень созревания коры головного мозга в целом и отдельных зон, отвечающих за речь. И оценить наличие или отсутствие судорожной готовности.
Остеопатическое лечение нарушений речи:
В качестве терапии задержек речевого (ЗРР) и психоречевого (ЗПРР) развития детский невролог чаще всего назначает лекарства, улучшающие обменные процессы в клетках мозга, микроциркуляцию крови и проведение импульса в нервных волокнах.
Эти лекарства восстанавливают работу центральной и периферической нервной системы – другими словами, воссоздают среду, которую в идеале организм должен был бы обеспечить сам, но по каким-то причинам не может.
Такая терапия эффективна, в самой по себе в ней нет ничего предосудительного, но она может иметь побочные последствия.
Нарушения речи у детей, в большинстве случаев, являются следствием структурных повреждений черепа и позвоночника, в результате которых пострадали определенные участки мозга.
Именно эти повреждения не позволяют организму самостоятельно обеспечивать ту самую среду. Их невозможно устранить с помощью лекарств. Их можно поправить только физически. И этим занимается остеопатия.
Сомов Дмитрий Алексеевич. Остеопат, врач по лечебной физкультуре и спортивной медицине, врач-физиотерапевт.
Таким образом, максимальный эффект в работе с нарушениями речи достижим исключительно в случае комплексного подхода, когда и медикаментозная терапия, и остеопатическая процедура, и (сюда же!) коррекционная педагогика работают в унисон как на устранение причин, так и на снижение симптоматики задержек развития.
Лечение проходит интенсивнее, быстрее, продуктивнее и безопаснее.