Речь – это уникальная функция человеческой психики!

Обычно у родителей не возникает тревог по поводу того, заговорит ли ребенок или нет. Ведь речь является врожденной способностью и появляется уже после рождения малыша на определенном этапе его жизни (детства) – а именно тогда, когда его психика достигает соответствующего уровня развитости.

У большинства родителей не возникает тревог и в том случае, если ребенок не начинает говорить в срок. И это напрасно!

Если ребенок не начал говорить к двум с половиной годам – это повод обратиться за консультацией к неврологу.

Записаться

Чем опасна задержка речи?

Существуют определенные возрастные нормы появления и развития речи. Если речь не появилась вовремя или не развивается в соответствии с нормами, можно говорить о темповой задержке речи или о нарушении развития речи.

Если в первом случае (в случае темповой задержки) ребенок развивается полноценно, но медленнее, чем его сверстники, то во втором случае речь идет о функциональной «поломке», которая сама по себе, без помощи специалиста, не восстановится. Это «поломка» может быть как самостоятельным нарушением, так и следствием, одним из проявлений более глубинной проблемы (то есть другого заболевания).

Таким образом, задержка речи может быть симптомом какого-то до поры до времени не проявившегося заболевания центральной нервной системы. И в таких случаях лечится не отсутствие речи, а именно неврологическое заболевание, признаком которого стало отсутствие речи.

Вывод: пока родители ждут, что ребенок заговорит самостоятельно, они теряют время, которое можно и нужно было потратить на лечение.

Чем раньше начать лечение, тем больше у ребенка будет шансов на быстрое восстановление здоровья и тем больших последствий удастся избежать в будущем.

А если это темповая задержка, есть ли повод для беспокойства?

Главное, что нужно понимать: выявить природу задержки речи может только невролог. Поэтому к нему стоит, как минимум, обратиться за консультацией и сделать это вовремя!

И еще. Какую бы природу не имела задержка речи, ребенок, заговоривший позже своих сверстников, будет находиться в группе риска. Все дело в том, что психическое развитие ребенка – это четко выстроенная последовательность наступающих друг за другом навыков. Каждый последующий навык опирается на предыдущие (то есть на весь багаж навыков, находящихся под ним). Любой «сбой в программе» автоматически влечет за собой наслоение подобных «ошибок».

Невролог в этом случае подтолкнет навык речи, простимулирует его. При этом совсем не обязательно, что будет назначена лекарственная терапия. Скорее всего, будет достаточно коррекционных занятий.

Вывод: чем раньше будет оказана помощь, тем больше в арсенале специалиста будет возможностей исправить дисфункцию.

Виды нарушений речи:

Нарушения устной речи (от более простых к сложным):

Дислалия. Нарушение речи, при котором страдает произносительная сторона речи – ребенок не может произнести ряд звуков (шипящие Ш, Щ, свистящие С, З или сонорные звуки Р, Л). Причины дислалии могут быть органическими (связанными с особенностями строение речевого аппарата) или функциональными (связанными с педагогической запущенностью, или привычкой подражания, или многоязычной средой обитания).

Ринолалия. Нарушения звукопроизношения и тембра голоса из-за анатомического дефекта небно-глоточного смыкания (нарушенного взаимодействии ротоглотки и носовой полости). Про людей с ринолалией говорят, что они «говорят в нос, гундосят».

Дизартрия. Нарушение просодической (интонация, мелодика, ритм, высота) и произносительной стороны речи вследствие органического поражения центральной нервной системы (ЦНС) и/или ее периферических отделов. Часто речь человека с дизартрией сравнивают с «речью с набитым ртом» или «кашей во рту».

Заикание (логоневроз). Неврологическая патология речи, которая выражается в нарушении ритма речи. У детей это нарушение обусловлено спазмом мышц речевого аппарата, которое возникает вследствие психологических причин или из-за органического поражения головного мозга.

Алалия. Самое сложное нарушение речи, причиной которого является очаговое поражение центральной нервной системы. В речевой неврологии дифференцированы моторная и сенсорная алалии.

  • Моторная алалия связана с проблемами воспроизведения речи, возникшими из-за того, что соответствующая зона мозга поражена. Интеллект ребенка сохранен, он все понимает, но не способен говорить (мысли не складываются в слова).
  • Сенсорная алалия связана с распознаванием и осмыслением обращенной речи. Ребенок не может вычленять на слух слова, он не понимает, где заканчивается одно слово и начинается другое. Причина сенсорной алалии также в несформированности или поражении зоны мозга, отвечающей за восприятие информации на слух.

Афазия. Нарушение, связанное с утратой вследствие поражения головного мозга уже сформировавшегося навыка говорить и понимать речь других людей.  Структура поражения у каждого пациента разная. Возможна как полная утрата навыка, так и частичная.

Нарушения письменной речи:

Дисграфия. Нарушение, характеризующееся невозможностью овладения письменной речью из-за недостаточной функциональной сформированности мозговых структур, участвующих в обеспечении письма. Ошибки при дисграфии не связаны с незнанием правил языка и правописания.

Дислексия. Нарушение возможности полноценного овладения навыком чтения (специфические системные трудности при чтении). Дислексия также связана с несформированностью определенных мозговых структур, отвечающих за распознавание слов.

Речевые нарушения могут выступать как самостоятельные нарушения развития, так и сочетаться с нарушениями развития моторной, интеллектуальной (ЗПРР), эмоциональной и поведенческой функции. Остановимся на последних.

Ранний детский аутизм (РДА). Отклонение в психическом развитии, связанное с комплексным нарушением функционирования различных структур мозга, которое проявляется в проблемах общения с окружающим миром и построения эмоциональных связей.

Расстройство аутистического спектра (РАС). Общее расстройство развития, при котором, как правило, утрачивается способность инициирования социального взаимодействия и коммуникации.

У детей, находящихся в аутистическом спектре, практически всегда отмечаются проблемы с речью вплоть до полного ее отсутствия. При этом аутистический компонент первичен, а все остальные нарушения (речевые, когнитивные) являются его следствием.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Неврологическое расстройство психоэмоционального развития ребенка (проблемы поведения). В дошкольном возрасте СДВГ мешает ребенку развиваться – овладевать речевыми навыками, влияет на развитие памяти и внимания. У детей с СДВГ часто встречается задержка психоречевого развития.

Записаться

Лечение нарушений речи:

В зависимости от природы речевого нарушения для его преодоления может быть достаточно занятий с коррекционными педагогами (логопед, дефектолог, нейропсихолог), или может требоваться системный комплексный подход, который включает наблюдение ребенка детским неврологом совместно с коррекционными занятиями. В ряде случаев может понадобится подключение к терапии врачей смежных специальностей, включая психоневролога и остеопата.

В любом случае, в основе любого маршрута лечения лежит диагностическая консультация детского невролога.

Для диагностики детский невролог может назначить проведение электроэнцефалографии (ЭЭГ), которая позволяет оценить степень созревания коры головного мозга в целом и отдельных зон, отвечающих за речь. И оценить наличие или отсутствие судорожной готовности.

Записаться

Остеопатическое лечение нарушений речи:

В качестве терапии задержек речевого (ЗРР) и психоречевого (ЗПРР) развития детский невролог чаще всего назначает лекарства, улучшающие обменные процессы в клетках мозга, микроциркуляцию крови и проведение импульса в нервных волокнах.

Эти лекарства восстанавливают работу центральной и периферической нервной системы – другими словами, воссоздают среду, которую в идеале организм должен был бы обеспечить сам, но по каким-то причинам не может.

Такая терапия эффективна, в самой по себе в ней нет ничего предосудительного, но она может иметь побочные последствия.

Нарушения речи у детей, в большинстве случаев, являются следствием структурных повреждений черепа и позвоночника, в результате которых пострадали определенные участки мозга.

Именно эти повреждения не позволяют организму самостоятельно обеспечивать ту самую среду. Их невозможно устранить с помощью лекарств. Их можно поправить только физически. И этим занимается остеопатия.

Сомов Дмитрий Алексеевич. Остеопат, врач по лечебной физкультуре и спортивной медицине, врач-физиотерапевт.

Записаться

Таким образом, максимальный эффект в работе с нарушениями речи достижим исключительно в случае комплексного подхода, когда и медикаментозная терапия, и остеопатическая процедура, и (сюда же!) коррекционная педагогика работают в унисон как на устранение причин, так и на снижение симптоматики задержек развития.

Лечение проходит интенсивнее, быстрее, продуктивнее и безопаснее.

Записаться на прием:

    Ваше имя (обязательно)

    Ваш телефон (обязательно)

    Удобные дата и время

    Отправляя заявку вы принимаете Условия работы сайта